Краснофлотец Дятлов И.Ф.
г. Кронштадт 1944 год
(фото из семейного архива)
Я поведу свой рассказ об одном из земляков нашего села ветеране-подводнике Дважды Краснознаменного Балтийского Флота Дятлове Иване Федоровиче.
Дятлов И.Ф. родился на хуторе Угрим в семье крестьянина.
Как говорил сам Иван Федорович, море влекло его с детства. И это вполне закономерно, ибо его отец Федор Федорович в свое время служил
на Черноморском Флоте на легендарном крейсере «Очаков», которым командовал лейтенант Шмидт в 1905 году в первую русскую революцию.
Перед Великой Отечественной войной Дятлов И.Ф. закончил Веселолопанскую семилетку. В трудные 30-е годы пришлось Ивану Федоровичу уехать на заработки в город Харьков, где он работал
на Харьковском тракторном заводе. В 1940 году его по комсомольскому набору призвали служить на Балтийский Флот. Парень стал курсантом учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова.
Война для краснофлотца Ивана Дятлова началась с героической обороны Ленинграда. Навсегда осталась в его памяти блокада. Снабжение продовольствием осажденного города сократилось. Тяжело приходилось вспоминать человеку, пережившему все это. Матросу выдавалось 150 граммов сухарей в день. О Ленинградцах блокадной поры написано очень много. Мужество, присутствие духа, несгибаемая воля, огромное желание победить было присуще всем: взрослым, старикам, детям. В этом была их сила
Вспоминая эти дни и месяцы, Иван Федорович рассказывал: «Меня однажды удивил до невероятности концерт, состоявшийся осенью 1943 года в зале Революции. Даже не сам концерт, а танцевальные номера блокадных детей из Кронштадта. Это танцы истощенных осиротевших детей. Гордость и радость светилась на исхудалых, бледных до синевы лицах детей. Танцы я помню до деталей. Девочки исполняли узбекский танец. Была в нем изюминка – изящные движения руками и характерное национальное движение головой. Потом три девочки исполнила татарский танец. Затем были величавые русские и украинский. Единственное, что
не удавалось в танце ребятам – это быть веселыми и улыбающимися.
За годы блокады они разучились смеяться. Голод и холод «съели»
их улыбки. Ребят переправили из Кронштадта в Ленинград, выбрав момент между артобстрелами Морского канала. Перед этим им вручили медали за оборону Ленинграда».
В блокадные дни Ленинграда из курсантов была создана вторая бригада моряков, которая дислоцировалась на станциях Котлы и Копорье.
«Стояли лютые холода. Температура даже в помещении порой была ниже минус 100, электроэнергии не хватало, - вспоминал ветеран. Мы привыкли к вою снарядов и разрывам бомб, только нельзя было привыкнуть к тому, что каждый день на занесенных снегом улицах умирали старики, женщины и дети».
Два снаряда угодили в подводную лодку Л-21, стоявшую у причала. Повреждения были тяжелые, но благодаря мужеству и труду экипажа, корабль был спасен и вовремя восстановлен.
Ветеран хорошо помнил свой первый выход в море. Тогда он уже был старшиной 1 –ой статьи, командиром отделения торпедистов. Выполнив поставленную боевую задачу, лодка возвращалась на плавбазу. По установившейся традиции на флоте, разорвав тишину над бухтой, прогремели орудийные выстрелы. Это означало, что Л-21 вернулась
с победой. Два вражеских транспорта нашли могилу на дне Балтики.
«Служба на подводной лодке в годы войны, - рассказывал ветеран, - была тяжелой и опасной. Провалиться при погружении ниже предельной для лодки глубины – это то же самое, что войти в штопор для летчика, разница только в том, что подводник лишен возможности катапультироваться, и ему предстоит долгая мучительная смерть в смятой чудовищным давлением стальной коробке. Плавать на подлодке
в то время означало: спать в душных отсеках на узеньких койках в три смены, экономить пресную воду, спрашивать разрешения командира, чтоб перейти из отсека в отсек. Это значило, что во время подводного перехода мечтать о глотке свежего воздуха, а во время надводного хода рассматривать, как великое счастье возможность подняться на мостик
и там покурить или просто подышать соленой влагой. Поиск ночью вели
в надводном положении, мешали самолеты. Приходилось по нескольку раз за ночь уходить на глубину по команде «Срочное погружение». Сорок пять секунд требовалось Л-21 для ухода под воду. В морском бою матрос подводной лодки не сталкивается лицом к лицу с матросом противника. Столкновение скорее всего психологическое. И успех этого противоборства определяется мастерством и слаженностью всего личного состава экипажа. Не видеть, не слышать врага, но чувствовать его
и уверенно, спокойно следить за прибором, или пультом. Ждать! Верить, что командир корабля не ошибется. И так не час, не два, а сутки, недели, месяцы… Тягостные ожидания! Этот давящий груз ожидания подводники экипажа Л-21 испытали не единожды. Но врага все-таки обнаруживали. Тогда звучал голос командира, и каждый собирал нервы в кулак, напрягался как пружина, чтобы с силой расжаться и выиграть бой, выпустив торпеды по врагу».
Запомнил Иван Федорович и второй и третий выход в море. Началось наступление Ленинградского Флота. Корабли флота поддерживали наступающие войска по южному берегу Финского залива. Это был 1944 год. Командование приказало блокировать город-крепость Кенигсберг со стороны моря. Подлодка Л-21 занялась активным поиском противника. Подошла к порту. «Слышу шум винтов транспорта» - доложил акустик. Осторожно поднят перископ: действительно с порта выходит пароход в охранении эсминцев. На лодке объявили - торпедную атаку и она легла на боевой курс. Длинные секунды ожидания и грохот взрыва. Торпеды пошли в цель. Успешно завершив атаку, лодка ушла
от преследования. При торпедировании следующего транспорта
в Данцингской бухте лодка в надводном положении была замечена неприятельскими катерами. Срочное погружение. Л-21 была вынуждена уйти на глубину 90 метров. Тот час начали рваться глубинные бомбы. Один из катеров промчался над лодкой, взрыв раздался с левого борта, затем еще один – справа. Лодку взрывной волной с большим дифферентом бросило на глубину. Корма ударилась о грунт, но серьезных повреждений лодка не получила. Лодка подняла, на несколько секунд, перископ. И была вновь замечена противником. Запаса электроэнергии
в аккумуляторах для подводного пребывания не хватало. Пришлось снова уходить под воду. И снова посыпались бомбы. Оторваться
от преследования моряки не смогли, и командир принял решение – лечь лодке на грунт. Была повреждена топливная система. Верхняя крышка рубочного люка от взрыва подпрыгнула, и внутрь лодки начала поступать вода. В отсеках погас свет, началось кислородного голодание…
Весь личный состав принимал участие в борьбе за живучесть корабля.
Командир Краснознаменного Балтийского Флота вице-адмирал
В.Ф. Трибуц в своих воспоминаниях писал, что лодка лежала на дне около
5 суток. На нее враги сбросили до 200 глубинных бомб.
Можно представить себе, какое психологическое и физическое напряжение пережили моряки. Для некоторых членов экипажа это был последний поход. Но мужество им не изменило, израненный корабль благополучно вернулся на базу.
За стойкость и мужество в морских походах личный состав лодки
и в частности старшина 1-ой статьи Дятлов И.Ф. был награжден «медалью Ушакова», орденом «Красной Звезды» и «Отечественной войны», медалью «За оборону Ленинграда».
О защите города Ленинграда и подвигах моряков-балтийцев рассказывается в книге адмирала Флота Г.М.Егорова «Фарватерами флотской службы». Иван Федорович долго переписывался с бывшим штурманом лодки Щ-310, впоследствии председателем ЦК ДОСААФ СССР прославленным адмиралом.
С окончание войны служба для фронтовика не закончилась. Кадров подводников не хватало. По приказу Наркома Флота Н.Г.Кузнецова
он еще 3 года обучал молодое поколение.
В 1948 году моряк-балтиец после демобилизации вернулся в родные места. Работал инспектором Госстраха, инструктором райкома партии, был секретарем парторганизации Бессоновского племптицесовхоза. Более 20 лет трудился на заводе «Энергомаш». За свою трудовую деятельность Дятлов И.Ф. был награжден орденом «Знак почета», медалью
«За трудовую доблесть», знаком «Победитель соцсоревнования». Ветеран подводник Дятлов И.Ф. с 1989 по 1996 год был председателем комитета ветеранов войны Веселолопанского сельского совета, а затем избран председателем Белгородского районного комитета ветеранов войны
и труда. За этот период он проводил огромную работу по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, любви к Родине, был примером служения Отечеству. Иван Федорович как-то сказал молодежи, что флот – хорошая школа воспитания, закалки, дружбы и коллективизма. В связи
с 40-летием Победы Совет ветеранов Дважды Краснознаменного Балтийского Флота наградил Ивана Федоровича памятным знаком «Ветеран ДКБФ» и Почетным знаком «Советского комитета ветеранов войны».
Иван Федорович часто обращался к будущим защитникам Отечества и говорил, что необходимо быть верным и достойным старшего поколения, которому пришлось одержать победу над коварным
и сильным врагом. Давая напутствия призывникам отмечал, что каждый гражданин, будучи призванным в ряды Вооруженных сил, должен честно исполнять свой воинский долг, что служба в армии позволяет максимально объективно оценить себя, свою способность и готовность быть полезным не только родным и друзьям, но и Отечеству. Армия – это школа духовного, нравственного и физического возмужания, это школа подлинной дружбы и товарищества. Слабый духом в трудных условиях теряется, сильный, наоборот, закаляется и приобретает. Среди армейский приобретений, жизненно необходимых любому человеку, на одном
из первых мест стоит привычка к исполнительности, точности, порядку, одним словом – дисциплинированность. Те, кто думает, что дисциплина нужна только в военной службе, сильно заблуждаются. Ни одна область деятельности, ни одна профессия, специальность и даже взаимоотношения между людьми не могут быть результативными и благотворными
для человека, лишенного чувства ответственности. Приобретение
на военной службе качеств подготавливает к гражданской общественной жизни. Армия остается с солдатом на всю оставшуюся жизнь.
Ветеран Дважды Краснознаменного Балтийского Флота Дятлов Иван Федорович умер в 1996 году, но память о нашем земляке хранится
в школьном историко-краеведческом музее.